МОЯ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 16.05.2024, 13:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
журнал "Курсив-Недвижимость" 2008 год [4]
материалы, написанные мной в бытность главным редактором журнального приложения "Недвижимость" к деловому изданию "Курсив"
журнал "Бизнес-Life" [7]
Журнал "Недвижимость. Идеальный дом" [1]
Рассылки Subscribe.Ru
Недвижимость Казахстана. Новости, статьи, обзоры, мнения
Подписаться письмом
Главная » Статьи » Недвижимость » журнал "Бизнес-Life"

Что в бизнесе тебе моем? или Почем на рынке МСБ?


Что в бизнесе тебе моем?

или Почем на рынке МСБ?

Нурия Хасанова, специально для «Бизнес-Life»

Продажа малого или среднего предприятия сегодня отнюдь не блажь, а зачастую единственная возможность продолжать отвечать по обязательствам перед кредитными организациями. Но, как известно, у каждой медали есть две стороны, и столь активное превращение готового бизнеса в товар, по законам экономики, дает толчок товарно-денежным отношениям, а, следовательно, естественным образом способствует активизации соответствующего рынка.
Мысль не работать на «чужого дядю», а начать делать что-то самостоятельно, далеко не нова. Пожалуй, каждый второй когда-либо задумывался о собственном бизнесе. Не задаваясь целью понять почему по принципу Парето 80% из всех мечтающих так и остаются со своими грезами, мы просто признаем тот факт, что оставшиеся 20% за свою настойчивость и стремление к цели в награду получают множество проблем. Реалии сегодняшнего дня показывают: для того чтобы начать бизнес недостаточно иметь желание и стартовый капитал, вначале необходимо преодолеть долгий путь, связанный с получением всевозможных разрешений, лицензий, ну и прочей бумажной волокитой. Не все найдут на это время, силы и нервы. Но для остальных, к счастью, есть альтернативный вариант.
 
На прилавке – готовый бизнес

Несмотря на кажущуюся новизну обертки, этот вид товара существует уже давно, а его купля-продажа чаще всего совершается между знакомыми владельцами компаний по договорной стоимости, что вносит в это действо некий налет кулуарности.
Сегодня информация о продаже бизнеса уже прочно обосновалась на страницах специализированных изданий, а во «всемирной паутине» повсеместно создаются сайты готового бизнеса, где изначально незнакомые покупатели и продавцы находят друг друга. Что же чаще всего выставляется на прилавки столь специфического торгового ряда? Автосервисы, производственные предприятия, точки общественного питания, в том числе известных брендов, автомойки, салоны красоты, турфирмы, риэлторские агентства, аптеки, магазины, фитнес-центры и прочие объекты.
Вообще, под готовым бизнесом подразумевается существующий и успешно работающий проект, где все оформлено юридически, товар обладает стоимостью, ликвидностью и включает в себя необходимый набор компонентов. Стоит отметить, что продажа бизнеса с большим сроком окупаемости, но при этом с наличием на балансе основных средств, произойдет быстрее, чем продажа бизнеса с меньшим сроком окупаемости, но с арендованным имуществом. Очень часто потенциальный покупатель рассматривает имеющуюся недвижимость, как гарант надежности и качества проекта.

«Предлагаемые к продаже объекты бизнеса в большинстве своем базируются на имеющемся в их собственности имуществе: помещениях, земельном участке, оборудовании и т.д.», - отмечает президент оценочной компании «Assessment partners group» Аксауле Бакирова.- «Бизнес, не имеющий на балансе более или менее значительных материальных активов, встречается на рынке не часто. Причиной тому являются трудности в определении его справедливой рыночной стоимости для обеих сторон сделки. Но оценить его, тем не менее, можно. В этом случае главным инструментом определения цены становится инвестиционная привлекательность, рассчитываемая как сегодняшняя стоимость будущих денежных потоков от функционирования предприятия».
 
Поставщики и потребители

Кто же поставляет на этот рынок товар, и кто его покупает? Каковы причины продаж и покупок?
Ответ на вопрос, почему продают, относительно прозрачен, и в данный момент преимущественно сводится к пресловутому кризису. Хотя тут могут присутствовать и чисто личные причины, и продажа доли в совместном бизнесе, и даже так называемая «психологическая усталость» продавца. А вот вопрос, как выглядит «портрет» покупателя готового бизнеса, который, как известно, главный субъект любого рынка, имеет смысл прояснить.
«Чаще всего покупатели – это мелкие и средние инвесторы, которые умеют рассчитывать свои выгоды», - говорит Аскар Мукашев, генеральный директор группы компаний UMEX – эксклюзивного регионального партнера магазина готового бизнеса «Делошоп», – «они понимают, что если деньги размещены в бизнесе, то доход потенциально больше, чем от простого вложения в недвижимость. Кроме этого, довольно часто владельцу уже существующего бизнеса для развития требуется расширение и приобретение новых точек. В таких случаях, однозначно, проще купить готовый бизнес, чем начинать открытие точки "с нуля"».
Но, казалось бы, сегодня предприниматели не расположены к покупке чьего-либо предприятия, предпочитая создать свою доморощенную компанию, в которой можно будет рулить так, как вздумается создателю.

«Это не совсем так», - считает Аскар Мукашев. - «Допустим, вы – предприниматель и у вас есть идея вложить свои деньги в нечто такое, что сразу начнет приносить доход и дивиденды. Недвижимость уже не столь привлекательна, да и слишком долгосрочная инвестиция, акции – может быть, но тоже не совсем понятное для новичков. А тут продается, скажем, салон красоты, который работает, есть все документы, договор аренды на 3 года, персонал, клиенты, привыкшие именно к этому району, рекламная компания в СМИ, вывески, оформление, и так далее. То есть вы приходите не на «пустое место», а сразу начинаете управлять функционирующим предприятием. Не нужно думать о разработке бизнес процессов и технологий, о приобретении необходимых помещений и оборудования, о необходимости подыскивать персонал, выбивать телефонные линии, искать партнёров и так далее. Вам остаётся только одно – зарабатывать деньги»

За что купил, за то продал?

Когда бизнесмены сталкиваются с проблемой продажи действующего предприятия, то понимают, что самостоятельно продать его очень затруднительно: нужно оценить, провести юридическую подготовку предпродажных документов, определиться с подходом к привлечению внимания к компании. Процедура покупки бизнеса без квалифицированных помощников на поверку оказывается еще сложнее, чем его продажа. Покупателю нужно выбрать товар с нормальной ценой и качеством, заранее понять, какие сложности есть в компании, уяснить бизнес-процессы, механизмы поставок, и многое другое.
Однако самым главным вопросом при купле-продаже бизнеса по праву считается его оценка. Ведь помимо материальных аспектов, в цену за бизнес нужно включить интеллектуальную собственность, наработанную клиентскую базу, мотивированный и обученный персонал, в то время как на балансе предприятия все это не числится. Правильная оценка является необходимым условием, для того, чтобы не только не продешевить, но и не потерять драгоценное время, настаивая на завышенной цене. А уж учесть все риски и построить прогноз развития предприятия и вовсе не просто, и, по большому счету, под силу только специалисту.
Тем не менее, даже профессиональные оценщики могут сталкиваться с объективными трудностями, имеющими место на казахстанском рынке. «Проблемы оценки бизнеса заключаются в том, что наш рынок действующего бизнеса только формируется», - отмечает Аксауле Бакирова, - «и, соответственно, информации о проведенных сделках по купле-продаже предприятий, за исключением публичных, практически нет в свободном доступе. Это ограничивает возможности использования методов сравнительного подхода к оценке бизнеса. Вторая, очень серьезная проблема при оценке бизнеса - это наличие нескольких типов финансовых отчетов у предприятия: для внутреннего пользования и для государственных органов, что затрудняет использование доходного подхода при оценке рыночной стоимости предприятия. Необходимость внесения оценщиком большого количества корректировок и допусков ведет к широкому разбросу стоимости, и точность определения во многом зависит от квалификации оценщика»
Кроме этого, по словам президента компании «Assessment partners group», процесс покупки-продажи бизнеса, впрочем, как и любого другого имущества, обладает рядом субъективных моментов.
«Стоимость имущества для разных сторон сделки проявляется в разных характеристиках. Для продавца главным является то, сколько он инвестировал в создание и успешное функционирование бизнеса. Но кроме этого, он вложил душу в свое детище, и для него бизнес обретает дополнительную ценность, которая, естественно, не видна покупателю. Поэтому продавцу свойственно переоценивать свою собственность.
Для покупателя же важен холодный расчет: прибыльность, окупаемость и ликвидность бизнеса, с точки зрения чего он и оценивает потенциальную покупку. Если эти аспекты не удовлетворяют его требованиям, то вряд ли покупка вообще состоится», - говорит госпожа Бакирова.
Поэтому, как саркастически шутят оценщики: «Продавцу, прежде чем ставить высокую цену, следует подумать, а представляет ли его бизнес ценность для кого-то еще, кроме него самого».
 
Трудности роста и перспективы

«Сегодняшняя ситуация на казахстанском рынке готового бизнеса похожа, если помните, на начальный этап зарождения риэлторского рынка, когда никто не понимал, что такое риэлторские услуги и почему за них нужно платить посреднику», - размышляет Аскар Мукашев. – «Специфика рынка готового бизнеса еще не ясна до конца ни казахстанским покупателям, ни потенциальным продавцам. Последние чаще всего пытаются продать свое дело как недвижимость, оборудование, и прочее, разделив его на отдельные составляющие, либо вообще просто закрывают его до лучших времен. В то время как гораздо выгодней для владельца при продаже рассмотреть его как действующий бизнес, поскольку в этом случае можно включить в стоимость еще и персонал, клиентуру, раскрученный бренд, если он есть и так далее. Конечно, для этого необходимо, как минимум, провести консалтинг, привлечь оценщиков, аудиторов. Всю эту работу как раз и берет на себя компания, специализирующаяся на продаже готового бизнеса. Профессиональному посреднику легче провести диагностику предприятия, к тому же, если даже продажа по каким-либо причинам не состоится, владелец все равно останется в выигрыше, поскольку он получит рекомендации от независимых экспертов как и за счет чего поднять прибыль компании. И здесь цена вопроса – наша репутация».

Таким образом, можно констатировать, что при всей своей привлекательности рынок готового бизнеса не лишен недостатков зарождающегося рынка. Но, тем не менее, появление специализированных компаний и магазинов готового бизнеса, однозначно говорит о том, что купля-продажа действующих предприятий выходит на качественно новый виток.

«Сейчас всего лишь начальный этап, у этого рынка - большое будущее», - считает Аскар Мукашев, - «поэтому мы и решили купить франшизу, а не изобретать велосипед. И хотя первопроходцам всегда трудней, чем их последователям, но ведь с другой стороны, первые - есть первые, у них больше шансов на выигрыш. Приобретение франшизы дает нам возможность использовать российские технологии для работы в этом бизнесе и стать эксклюзивным региональным партнером компании «Делошоп» в Казахстане. Мы полагаем, что нужно создавать культуру продаж на рынке готового бизнеса и дать казахстанцам возможность пользоваться современным сервисом в этой сфере. Конечно, это дело не одного дня, но года через три-четыре, эта сфера также как и риэлторский рынок, примет более цивилизованные формы».
 
Нурия Хасанова


Категория: журнал "Бизнес-Life" | Добавил: Ника (04.03.2010)
Просмотров: 988
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
как вы полагаете, кризис в Казахстане
Всего ответов: 27
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz