Профи всегда в цене
Риэлторский бизнес: о
профессионализме и специфике момента
Сегодня риэлторы не в фаворе. Факт очевидный, и
никто не станет этого отрицать. С момента начала кризиса наиболее процветающий и
быстродоходный способ зарабатывания денег дал осечку. И поэтому вполне
объяснимо, что сейчас недвижимость можно встретить в новостной хронике далеко
не в радостном контексте. Чаще всего речь идет об обманутых дольщиках и
разорившихся инвесторах, о потерянных миллионах и низвержении на несколько
пунктов в рейтинге журнала «Форбс» бывших миллиардеров от недвижимости нефтяными
и прочими магнатами.
Профессия риэлтора, а именно о ней пойдет речь,
появилась внезапно, и, как золушка из сказки, сбросив обличье нелегального в
советское время «маклера», поразила своей зримой простотой и изяществом. Только
ленивый во времена приватизации не попробовал заняться этим прибыльным делом,
не требующим на первый взгляд особых затрат и специального образования. Обойдем
стороной тему «остапов бендеров», столь любимую средствами массовой информации,
когда речь заходит о сделках на рынке недвижимости, поскольку не она является
предметом нашего разговора. И перейдем к вопросу профессионализма, который в
сегодняшнее кризисное время выходит на первый план, и на который, как считают
аналитики, вся надежда.
Назад в прошлое
Безусловно, пионеров того
риэлторского рынка, первыми испытавшими на себе как нападки и недоверие со
стороны обывателей, так и реальную возможность заработать деньги, назвать
профессионалами мало бы кто решился. Но преуменьшать их роль в становлении этого
непростого, как оказалось, бизнеса, было бы несправедливо вдвойне. Имея в виду
наиболее прогрессивных деятелей в этой сфере, можно утверждать, что именно им
досталось бремя просветителей-народовольцев, несших в массы информацию. Ту
самую, дающую возможность гражданам постсоветсткого пространства, столкнувшимся
с совершенно новым для них делом купли-продажи недвижимости, понять, что такое
правоустанавливающие документы и «юридическая чистота» квартиры, как продать дом
и остаться при деньгах, и, наконец, кто такие риэлторы и почему им можно
доверять.
«Тогда, можно сказать,
шло обучение потребителя этого нового рынка, - говорит Александр Ким, президент Казахстанской Федерации недвижимости (КФН),
один из тех, кто стоял у истоков казахстанского риэлторского бизнеса. – «У
людей впервые появилась легальная возможность продать или купить квартиру. Но в
лучшем случае один из тысячи знал, как должны выглядеть документы на
недвижимость, какие подписи там должны стоять, как обезопасить себя при
подписании договора купли-продажи и т.п. ».
И поэтому первые
риэлторы, по сути бывшие маклеры, сначала просто взяли на себя роль посредников
в оформлении документов, а потом уже стали расширять спектр деятельности, открывая
агентства недвижимости и предлагая населению риэлторские услуги.
«Все приходилось
делать по наитию, набивая шишки», - продолжает наш собеседник. – «Чтобы узнать,
как все происходит «у них», мы даже ездили в Америку поучиться у рынка,
которому уже тогда было более 100 лет. И самое неожиданное разочарование,
которое постигло там начинающих казахстанских риэлторов, это то, что правила цивилизованного
рынка к нашему развивающемуся были
совершенно неприменимы. Надо было состыковать их десятилетиями наработанный
опыт с нашим «диким» рынком, с существующими здесь приоритетами, ограничениями,
менталитетом, наконец. Но зато нам стало понятно, в каком направлении надо двигаться,
мы как бы расставили целевые точки. И когда на казахстанский рынок недвижимости
пришли иностранцы, американский опыт нам очень пригодился».
Трудность становления состояла
в том, что институтов риэлторского бизнеса, в классическом понимании слова «институт»,
в нашей стране, как и во всех странах СНГ, не существовало. Поэтому риэлторы,
как правило, довольствовались краткосрочными курсами, довольно часто
организуемыми на базе частных агентств, и опять же, опытом: и своим и коллег по
цеху. Не мудрено, что профессионализм
специалистов, предлагающих свои услуги на риэлторском рынке, вызывал
неоднозначную оценку у потребителей. Однако с момента массовой приватизации риэлторский
бизнес не стоял на месте. На следующем этапе его развития уже создавались
саморегулирующие организации, учебные курсы с привлечением опыта из стран с развитыми
рынками, проводились семинары, тренинги, конгрессы, выставки. Рынок риэлторских
услуг стал обретать цивилизованные формы, но… пресловутый кризис поверг его в
состояние, близкое к коме, когда «пациент скорей жив, чем мертв», либо
наоборот.
Ставка на профессионализм
Несмотря на то, что сегодня в Казахстане создаются
объединения профессионалов риэлторского бизнеса и лоббируются законы об этом
виде деятельности, до сих пор не стало в порядке вещей платить риэлторам за
помощь при осуществлении сделок. Наши соотечественники стараются сделать все
самостоятельно, не всегда доверяя посредникам, да и просто не желая тратить
лишние деньги. На что рассчитывает риэлторское сообщество, предлагая свои
услуги населению, и почему потенциальному покупателю имеет смысл обращаться к
риэлтору, если он намеревается, скажем, купить квартиру в новом доме?
Предоставим слово нашему эксперту.
«В кризисное время
цена и денег и риска совсем другая. Даже приобретая недвижимость для себя,
покупатели думают о покупке с точки зрения ликвидности», - говорит Александр
Ким. – «Все понимают, что надо взять новое, в центре, но не все понимают в
каком комплексе сейчас лучше это сделать. То есть надо сто раз подумать, прежде
чем купить. А в объявлениях вы не увидите того, о чем не хотят говорить
продавцы. Кто построил дом, как? Качество строительства сейчас выходит на
первый план. Объект может быть начат одним, а закончен другим застройщиком.
Или, скажем, дом мог простоять в недостроенном виде 2-3 года, и его решили
достроить. В этом случае серьезно снижаются его конструктивные характеристики.
А с учетом нашей зоны сейсмичности, часть конструкций вообще необходимо
демонтировать или сносить. Но застройщикам это не выгодно. Есть дома, где
серьезные проблемы с вводом в эксплуатацию, нет воды или на лицо несоответствие
техническим условиям, нехватка мощностей. Например, покупались технические
условия на 5 домов, а строилось 10. Так вот, настоящий риэлтор, профессионал,
консультант должен обладать такой информацией, знать, какие объекты проблемные
и как они достраивались. В этом состоит уровень и профессионализм риэлторов: основываясь
на дополнительных фактах, посоветовать покупателю именно то, что ему надо», -
считает он.
«Профессионалы, имея опыт анализа взлетов и
падений рынка должны быть откровенны со своими клиентами, оберегать их от
ошибок и необъективных оценок ситуации, профессионально обозначать потенциальные
риски, обеспечивая клиента объективной информацией для принятия решений. Именно
этого от нас ждут клиенты, даже если сказать об этом не могут», - подтверждает
эту точку зрения Константин Апрелев,
вице-президент Российской гильдии
риэлторов.
Нельзя не согласиться с мнением специалистов, но и обойти
человеческий фактор, который играет серьезную роль в формировании мнения о
профессии в целом, также невозможно. Ведь заслужить доверие потребителя, когда
на рынке есть и не совсем добросовестные риэлторы, и откровенные
мошенники, совсем не просто. Неплохим решением для риэлторов могло бы
стать введение обязательной аттестации или сертификации для тех, кто желает
заниматься этим видом деятельности. Скажем, в той же Америке лицензирование осуществляется
путем сдачи тестов и выдачи персональных лицензий агентам и брокерам. Таким
образом, на каждом из них лежит ответственность за проведенную работу. И за
плохое качество они отвечают своей лицензией, которая стоит недешево.
Российская Гильдия риэлторов уже несколько лет пытается действовать в этом
направлении. Как с этим обстоит дело у нас?
«Со времени зарождения отечественного риэлторского бизнеса,
вопрос лицензирования обсуждался многократно. Немало копий было сломано вокруг
этой темы», - говорит Президент Казахстанской Федерации недвижимости. – «К
сожалению, « воз и ныне там». На мой взгляд, риэлторский бизнес не должен
зависеть от чьего- либо желания, а тем более, от воли госчиновника. Но,
безусловно, нужны четкие механизмы, регулирующие этот вид деятельности. Для
этого сегодня необходимо внедрение
обязательного обучения, аттестации и сертификации всех специалистов в РК,
возможно, для начала в рамках или под эгидой саморегулируемых общественных и
профессиональных организаций, как это происходит во всех цивилизованных странах
мира, в том числе в США и России. Далее, было бы целесообразным введение в
Казахстане института добровольного лицензирования участников риэлторского рынка,
дающего право обладателям лицензии профессионально заниматься этой
деятельностью не только в РК, но и за ее пределами. При этом государственный
орган, выдавший соответствующую лицензию, безусловно, должен нести солидарную
ответственность за качество и результаты услуг риэлтора, которому выдается
лицензия, в равной степени с ее обладателем. Лицензии должны быть двух видов:
персональная (для физических лиц) и коллективная (для юридических лиц)», -
считает Александр Ким.
Каждый выбирает для себя…
Безусловно, у риэлторского рынка бывали времена и поуспешней.
Только в Алматы больше половины
риэлторских фирм прекратили свое существование за период кризиса. Смогли
устоять те, кто успел накопить резервный капитал, своевременно провести
реструктуризацию компании и диверсификацию своей основной деятельности. Но, как ни странно, в количественном выражении
все осталось практически на том же уровне. Вместо каждого закрывшегося
агентства, открылось, как минимум, одно новое. Конечно, конкуренция заставляет
демпинговать небольшие компании, снижая общую картину уровня комиссионных
вознаграждений. И руководствуясь тривиальной логикой, клиент должен пойти к
частному посреднику, который предлагает ему товар по более низкой цене.
«Если провести аналогию с нашей действительностью, казахстанский
рынок недвижимости можно сравнить с большим торговым кварталом, где предлагаются на продажу квартиры, дома,
земельные участки и т.д. Здесь можно найти новый товар (первичный рынок), б/у
(вторичный рынок), а также присмотреть перспективные модели, которые только
появятся на рынке в ближайшем будущем (новостройки). Субъекты этого рынка: мелкие продавцы-лоточники – это агенты,
посредники (маклеры), предлагающие товар с минимальной торговой наценкой; далее,
магазины - их можно сопоставить с агентствами недвижимости, оказывающими
профессиональные услуги по покупке-продаже, аренде, оформлению недвижимости. И,
наконец, аналогом супермаркетов могут служить крупные риэлторские компании,
которые предлагают клиентам самый широкий спектр услуг по всем видам
недвижимости, (включая жилую, коммерческую, производственную и пр.), добавляя к
предыдущему перечню еще и управление, оценку, юридическое сопровождение и
другие, на высоком уровне. Начиная со встречи в современном офисе,
предоставлением персонального консультанта, пробиванием льготного ипотечного
кредитования и заканчивая эскорт–сопровождением,
развозом клиентов по объектам на
арендованных или собственных авто, а также демонстрационными поездками за рубеж
и прочими атрибутами элитного сервиса.
Следуя этой модели, каждый покупатель делает свой выбор:
идти на базар или в супермаркет;
получить какие-то гарантии, чувствуя себя эксклюзивным клиентом, или, заплатив дешевле, потом тщетно искать
того, кто так мастерски расхваливал проданный вам некачественный товар» -
говорит Александр Ким.
Таким образом, можно резюмировать, что риэлторские услуги –
это вид сервиса, дающий возможность потенциальному потребителю не тратить свое
время на хождение по базару в поисках товара, а, воспользовавшись помощью
консультанта, сразу подойти к нужной полке и взять его в красивой упаковке.
Тем не менее, в
конечном итоге, выбор остается за потребителем, и куда он пойдет, напрямую
зависит от профессионализма специалистов, работающих в том или ином секторе
сферы услуг.
Да будет так…
«Как известно, риэлторский
бизнес включает в себя целый комплекс видов деятельности. И современный
казахстанский риэлтор – это далеко не дилетант, а достаточно опытный, хорошо
владеющий ситуацией и прекрасно разбирающийся во многих нюансах рынка
недвижимости специалист, профессионал своего дела», - отмечает Александр Ким. – «Я полностью разделяю
точку зрения, что уважения обществом любой профессии, в том числе и нашей,
можно добиться, если ее представители научатся уважать интересы своих клиентов,
коллег по цеху и сумеют доказать свою профессиональную состоятельность», - подчеркивает он.
Амира Закирова
|