МОЯ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 16.05.2024, 08:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
журнал "Курсив-Недвижимость" 2008 год [4]
материалы, написанные мной в бытность главным редактором журнального приложения "Недвижимость" к деловому изданию "Курсив"
журнал "Бизнес-Life" [7]
Журнал "Недвижимость. Идеальный дом" [1]
Рассылки Subscribe.Ru
Недвижимость Казахстана. Новости, статьи, обзоры, мнения
Подписаться письмом
Главная » Статьи » Недвижимость » журнал "Бизнес-Life"

Сколько стоит «здоровый» бизнес?

Сколько стоит «здоровый» бизнес?

 

«Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов

 и свежесть кожи! В.В. Маяковский. 1927г.

 

Здоровый образ жизни сегодня перестал быть банальным слоганом, вызывающим ассоциацию с «мультяшным» здоровяком на выцветшем билборде у входа на стадион. Ну а «бронза мускулов» с каждым днем все определенней становится визитной карточкой преуспевающего человека. Видимо поэтому популярность фитнес-клубов, тренажерных залов и прочих спортивно-оздоровительных центров растет, несмотря на пресловутый кризис.

 

Уточним размытую терминологию…

 

Вообще, понятие «фитнес» происходит от англ. fitness, которое берет корень от глагола "to fit" - соответствовать, быть в хорошей форме. А в более широком смысле, как разъясняет нам вездесущая википедия, -  это общая физическая подготовленность организма человека. Однако, набрав в легкие побольше воздуха, позволю себе выдать еще одну, обнаученную, но довольно точно определяющую суть этого понятия сентенцию: «термин «фитнес» является сложной полисемантичной лексемой, обусловленной как его полифункциональностью, так и относительной новизной. Имеет место неоднозначность отношения как к самому явлению фитнеса, так и к интеграции данного термина в отечественный понятийный словарь».  Вот так! Ни много, ни мало! Что в вольном переводе на разговорный язык, могло бы прозвучать примерно так: слово новое, многозначное, и кто как хочет, так его и трактует.

 

…и внесем ясность

 

Тем не менее, для того, чтобы придать сектору фитнес-услуг некую упорядоченность, попробуем разобраться в многообразии предложений и типов заведений, существующих на этом рынке.

В зарубежных классификациях выделяют в основном три типа спортивных учреждений: gym (тренажерные залы), sport-club (спортивные клубы), health-center (оздоровительные центры), и, выделенные отдельно, wellness&spa centers (велнес и спа-центры).

Первый вариант подразумевает обязательное наличие тренажерного зала, а акцент идет в основном на атлетизм и культуризм.

В спортивном клубе посетителям в первую очередь предложат площадки для игры в футбол/волейбол, занятия боксом или восточными единоборствами, а также групповые программы, такие как аэробика, йога, пилатес, бодифлекс, тай-бо, танцы и пр.

Третий тип - health-club – наиболее близок к нашему пониманию фитнес-клуба. Это многофункциональный центр, предлагающий максимально полный спектр тренажеров, групповых программ, а также услуг по уходу за телом.

Wellness&spa center, все же в первую очередь акцентирует свое внимание на заботе о теле, включая различные виды массажа, водные процедуры, программы похудения, и так далее, при этом не исключая необходимости спортивных нагрузок.

Однако, по мнению Дмитрия Пужалина - фитнес-менеджера с почти десятилетним стажем, все же велнес – это наиболее широкое понятие, включающее в себя всю линейку услуг по телу и разнообразные спортивные программы, а в зависимости от отсутствия или наличия в этой линейке определенных пунктов, спортивное учреждение обретает ту или иную более узкую специфику.

 

 

Ценовая политика

 

Безусловно, от формата фитнес-клуба и его месторасположения напрямую зависит цена на услуги. Но, как ни удивительно, даже в центре южной столицы можно найти залы, стоимость посещения в которых вполне приемлема для любого спортсмена-любителя. Скажем, в районе Площади Республики, рядом с одним из наиболее известных фитнес-центров нашего города, клубная карта которого стоит в районе 2-3 тысяч долларов, располагается небольшой клуб с вполне демократичными ценами: стоимость месячного абонемента в тренажерный зал – 6 тысяч тенге без ограничений по времени, а на групповые программы – 5 тысяч тенге при посещении 3 раза в неделю.

Конечно, технологии ведения бизнеса и уровень прибыли в клубах разного формата отличаются очень существенно. Если провести аналогию с торговлей, то крупный центр – это супермаркет, где клиентам предлагается широкий ассортимент высококачественных продуктов и услуг, а маленький зал – магазинчик у дома, где в принципе можно что-то купить, но сервис и спектр предложения значительно уступают супермаркету.

В борьбе за долю рынка, каждый владелец фитнес-бизнеса старается и клиента привлечь, и себя не обидеть. В элитных фитнес-клубах ценовая политика строится на системе долговременных клубных карт, которые могут различаться как по времени посещения (утренние, вечерние, послеобеденные, по определенным дням), так и по длительности (годовые, полугодовые). За счет такой дифференциации, посетители получают реальные скидки, лишаясь, однако, возможности в течение года/полугода поменять клуб.

По словам Дмитрия Пужалина, из 5 крупных фитнес-центров Алматы лишь в двух («Rakhat-fitness» и сеть залов «Банзай») можно приобрести абонемент сроком на месяц. Скажем, в ««Rakhat-fitness» месячная карта класса «бизнес» (с 7:00 -23:00) стоит 40 тысяч тенге, а «эконом» (с 7:00 – 18:00) – 33 тысячи. В нее включены тренажерный зал, групповые программы, бассейны и сауна. Сеть «Банзай», объединяющая пять тренажерных залов и зал для групповых программ, может предложить приемлемую сетку цен еще и за счет наличия залов, рассчитанных на разный контингент посетителей и в разных районах города.

Снижение стоимости клубной карты на 5-30% в элитных фитнес-центрах возможно также при оформлении различного рода членства, к примеру, корпоративного, когда выкупается от 10 до 100 клубных карт, что практикуется в программах лояльности персонала крупных компаний. Несмотря на столь существенные скидки, выгода для владельцев фитнес-клубов очевидна -  таким образом они получают стабильные группы постоянных клиентов и возможность существенных вливаний в укрупнение своего бизнеса. Это может быть открытие нового зала или, скажем, приобретение серии кардиотренажеров, в частности, беговых дорожек, стоимость которых за единицу может составлять от 2 до15 тысяч долларов.

 

Начнем с начала

 

Для того, чтобы узнать из чего складывается стоимость услуг как большого, так и малого фитнес-заведения, а также понять с чего начинать создание своего дела на этом специфическом поприще, обратимся к опыту прошедших этот путь от «а» до «я».

По мнению признанных практиков российского рынка фитнес-услуг, на создании качественного фитнес-клуба сэкономить сложно: главные инвестиции помимо помещения - инженерия и тренажеры - стоят одинаково как для экономичного, так и для дорогого клуба. В частности, Ольга Слуцкер, президент сети фитнес-центров World Class, приводит следующие цифры: в Москве средний клуб без учета декоративного оформления обойдется в $900 за кв. м.

Не замахиваясь на велнесс и крупномасштабные фитнес-клубы, попробуем выяснить, во что обходится открытие в нашем городе, что называется, «с нуля»,  небольшого фитнес-заведения, включающего тренажерный зал и помещение для групповых занятий.

Основные или инвестиционные расходы включают, во-первых, затраты на регистрацию и покупку лицензии (которая, кстати, предполагает обязательное наличие у предпринимателя физкультурного или медицинского образования), во-вторых, расходы на помещение (аренду или покупку), а также на подвод недостающих коммуникаций, кондиционирование, ремонт и отделку, закупку оборудования, мебели и т.д.

Прежде чем купить или снять помещение, необходимо изучить район с целью определения потенциального посетителя. Это поможет определиться с концепцией и статусом клуба, а следовательно, и с оптимальной стоимостью клубных карт, ассортиментом основных и дополнительных фитнес услуг, и необходимым уровнем затрат на дизайн интерьера.

Андрей Маргов, несколько лет назад раскрутивший с нуля спортклуб «Status», считает, что для подобного бизнеса  необходимо помещение площадью не меньше 250 -300 кв.м, из которых примерно150-200 отводится под тренажерный зал. «Причем, для того, чтобы бизнес был рентабельным, в идеале нужно иметь подходящую недвижимость в собственности, - считает господин Маргов. - В противном случае, стоимость аренды не должна превышать 5-10 долларов за квадратный метр. И очень важно, чтобы срок аренды был достаточным не только для возврата инвестиций, но и для получения дохода».

По словам риэлторов, сегодня рынок предлагает в аренду достаточно много помещений, ориентированных на фитнес, как с ремонтом, так и без, однако цена предложения чаще всего превышает уровень ставки, сопоставимой с расчетной рентабельностью.

«Ремонт помещения  с оборудованием душевых, раздевалок и фито-бара, обходится в сумму примерно 100-200 на 1 кв.м., - продолжает Андрей Маргов. – Кроме того, необходима установка сплит-системы - из расчета 90 тысяч тенге на 70 кв м. На оборудование тренажерами 150-метрового зала затрачивается от 20 до 40 тысяч долларов, в зависимости от качественных показателей и количества закупаемых кардиотренажеров, которые составляют львиную долю из расходной части».

 

Постоянные и переменные расходы

 

В текущие расходы входит заработная плата персоналу, затраты на ремонт и обслуживание оборудования, восполнение спортивного инвентаря, оплата коммунальных услуг, текущий ремонт помещений и т.д. Кроме этого, нельзя забывать про затраты на рекламу и продвижение, которая составляет порядка 5-10 процентов от общего количества издержек.

«В небольших залах оплата фитнес-тренеру напрямую зависит от количества посетителей и составляет 30-50% от стоимости каждого абонемента. В тренажерном же зале инструктор может получать фиксированную ставку, плюс оплату своих услуг, оказываемых в качестве персонального тренера», - говорит Ольга Гуренко, мастер-тренер Федерации спортивной и фитнес-аэробики г. Алматы, тренер национальной сборной РК по бодибилдингу и фитнесу. Еще в начале 90-х  сняв вместе с братом в аренду зал площадью 200 кв.м. в здании небольшого спорткомплекса в центре города, Ольга начала свой бизнес с проведения групповых занятий по аэробике и танцам. Полученная прибыль была запущена в расширение бизнеса и через год  начал функционировать еще и тренажерный зал.

По словам Ольги Гуренко, затраты на аренду зала аэробики по ставке $10 за кв.м. составили $2000, на оборудование (степ-платы, батуты, гантели, коврики, музыкальная аппаратура и пр.) ушло примерно $5000. Оплата персоналу была установлена от 30 до 40% от стоимости абонемента, в зависимости от квалификации инструктора. Стоимость месячного абонемента тогда составляла 4000-6000 тенге за 12 посещений. Кроме этого, подчеркнула госпожа Гуренко, необходимо учесть затраты на обучение и повышение квалификации персонала на различных семинарах, тренингах и конвенциях, поскольку персонал в сервисном бизнесе - ключевой компонент.

Канат Ахматолла, совладелец ФОК «Алан», уже более 10 лет предоставляющего возможность «покачать» мышцы за вполне умеренную цену, считает, что за счет квалифицированных инструкторов прибыль предприятия может повыситься на 30-40%. И это самая лучшая реклама. «Что касается рекламы как таковой, - говорит он, - давать ролики на ТВ или радио – все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Поэтому мы используем интернет-рекламу, адресную раздачу листовок, расклейку объявлений в районе клуба и рекомендации наших клиентов».

«Реклама на начальном этапе раскрутки, однозначно, требует больших вложений, нежели при уже функционирующем заведении, поэтому заложить изначально как минимум 500 долларов в месяц на продвижение небольшого клуба, будет не лишним», - считает Андрей Маргов.

 

Дополнительные услуги

 

В список таковых в небольших клубах чаще всего входят: фито-бар, солярий, услуги массажиста, сауна. Доли, которые в общем объеме занимают прибыль от продажи членских карт и прибыль за оказание дополнительных услуг, зависят от статуса клуба. Чем он престижнее, тем выше уровень платежеспособности посещающих его клиентов. Обеспеченные граждане готовы тратить деньги в баре, солярии или салоне красоты. Тогда как для малообеспеченных любителей фитнеса главное – оплатить тренировку. Однако даже во вполне демократичных, с точки зрения цен, клубах, специальные коктейли, способствующие росту мышц, пользуются популярностью, и фито-бар может давать до 15-20% от общей суммы дохода.  

 

Потребность и окупаемость

 

По оценкам компании World Gym, потребность Москвы в фитнес-центрах составляет

не менее 500 тыс. тренировочных мест. При этом на сегодняшний день все клубы

города могут принять лишь порядка 150 тыс. клиентов. Во многих спальных районах

с численностью жителей 100-200 тыс. человек до сих пор работает всего один-два

тренажерных зала.

В городах Казахстана та же картина. Казалось бы, при такой востребованности - открывай «качалку» и зарабатывай в свое удовольствие! Но, на самом деле, в фитнес-бизнесе не все так просто.

Повторюсь, что стабильно получать хорошую прибыль, открыв маленький фитнес-клуб на окраине города, можно только в том случае, если помещение находится в вашей собственности. Несложно посчитать, что стоимость месячной аренды 250-метрового помещения, где можно разместить тренажерный зал и зал для занятий аэробикой при цене $10 за кв.м, составит $2500. Если в месяц будет выкуплено 100 абонементов по $50, аренда и прочие расходы съедят всю прибыль. Назначать более высокую цену рискованно. Достойно конкурировать с крупными фитнес-центрами вряд ли получится. А вот отпугнуть повышением цены малообеспеченных клиентов вполне возможно. Таким образом, по мнению экспертов, хотя недорогих фитнес-клубов и не хватает, открывать их в арендованном помещении не очень рентабельно.

«Гораздо выгодней, если вы располагаете средствами, купить, скажем, 30 соток земли (с учетом мест для парковки) и построить просторный и хорошо оборудованный клуб площадью, скажем, 1000 кв.м.,-  говорит Ольга Гуренко. - В зависимости от места расположения, на это потребуется порядка 1 миллиона долларов». Окупаемость рассмотренного бизнеса, по общему мнению наших экспертов, – от 5 до 10 лет, а при хорошем раскладе и помощи спонсоров можно вернуть деньги и за гораздо меньший срок.

Разумеется, необходимо запастись минимумом экономических знаний.  Обанкротиться на этом рынке ничего не стоит. А вот умение рассчитывать, контролировать и добиваться определённого уровня рентабельности поможет привлечь инвесторов, а это, как известно, оптимальный путь к расширению бизнеса и его подъёму на более высокий виток бизнес-спирали.

 

Нурия Хасанова

 

Категория: журнал "Бизнес-Life" | Добавил: Ника (06.10.2010)
Просмотров: 925
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
как вы полагаете, кризис в Казахстане
Всего ответов: 27
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz